Рекомендации
при подготовке открытого занятия
Виды мотивации педагога при подготовке открытого
занятия
·
Социальная
– создание ситуации успеха, использование
похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
·
Содержательная
– формирование опыта коллективной и творческой
деятельности, организация индивидуальной работы
с детьми, создание проблемной ситуации;
·
Прагматическая
– усиление внимания детей к данному виду
деятельности, развитие познавательного интереса.
Строится открытое занятие с
учётом дидактических целей: обучающей,
воспитывающей, развивающей и
дополнительно-мотивационной. На занятии дети
должны получить столько знаний, сколько они
усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях.
Недопустимо объяснение только той части темы,
которая позволяет наиболее ярко демонстрировать
новый методический приём, оставляя остальные
аспекты на следующее занятие или перенося их на
другую деятельность.
В ходе открытого занятия для
актуализации познавательного интереса детей
могут использоваться следующие методические
приёмы:
·
Чёткая организация,
планирование всех частей занятия;
·
Интригующее начало;
·
Учёт
индивидуальных особенностей детей;
·
Дружелюбный тон,
жесты, мимика, располагающие к себе;
·
Мотивы побуждения
к деятельности.
Присутствие посторонних
людей в помещении не должно отвлекать детей,
создавать дискомфорт. Для посетителей
обязательно готовятся рабочие места, которые
располагаются за спинами дошкольников, чтобы
гости их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя
рядом с ребёнком, сбоку. Число приглашённых
должно быть ограниченным. Наблюдения показывают,
что посещение таких мероприятий хотя бы одним
посторонним человеком создаёт неудобства и для
педагога, и для детей, в связи с чем в настоящее
время широко практикуется изучение опыта
педагогов по видеозаписи его профессиональной
деятельности..
Открытое занятие не должно
противоречить программам, по которым работают
педагог и ДОУ в целом. Нельзя непомерно
расширять содержание информационно-учебного
материала.
Перед проведением открытого
занятия педагог предварительно знакомит коллег с
его характеристикой, составленной по
определённому плану (приложение 1).
Анализ открытого занятия не
является обязательным. Если же он предусмотрен
планом методической работы ДОУ, то сначала слово
предоставляется педагогу – автору занятия. Он
напоминает методическую цель занятия, даёт
краткое описание работы по её достижению. В
отличие от анализа занятий, посещаемых с
целью контроля педагога, обсуждение открытого
просмотра предполагает консультирование гостей
занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен
мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты
всех открытых занятий оформляются и хранятся в
методическом кабинете.
При подготовке к открытому
занятию педагогу необходимо составлять прогноз
ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. В
качестве примера в приложении 2 представлен
такой прогноз для открытого занятия по развитию
речи.
Таким образом, методически
грамотная организация открытых просмотров
детских видов деятельности, в т.ч. открытых
занятий, способствует непрерывному повышению
квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению
им передового педагогического опыта на более
высоком теоретико-практическом уровне,
совершенствует его профессиональные умения и
навыки.
План характеристики открытого
занятия
Пункт характеристики |
Содержание |
Характеристика группы |
Возрастные особенности детей.
Степень усвоения
детьми программы.
Реальные учебные
возможности детей. |
Характеристика
проекта предстоящего занятия |
Определение места занятия в теме, разделе и т.п.
Перечисление целей и
задач занятия.
Ознакомление с
содержанием учебного материала.
Озвучивание
структуры занятия. |
Обоснование
проекта предстоящего занятия |
Обоснование актуальности выбранной темы занятия.
Выявление связи темы
занятия с методической проблемой,
темой самообразования, над которой
работает педагог. |
Проспект открытого занятия |
Озвучивание темы и названия занятия.
Формулировка
методических новинок, предлагаемых в
предстоящем занятии.
Краткое структурное
вложение наиболее интересного
элемента занятия:
·
Озвучивание опорного конспекта;
·
Представление образцов дидактических
материалов (дидактические игры,
раздаточный материал, образец и т.д.);
·
Раздача памяток, буклетов;
·
Зачитывание списка использованной
литературы. |
Прогноз ожидаемых результатов
и предполагаемых рисков открытого
занятия по развитию речи
Ожидаемые результаты |
Предполагаемые риски |
Дети активны, каждый ребёнок включен в работу |
Дети не активны,
малоинициативны |
Дети охотно
включаются в ролевую игру,
разыгрывают роли эмоционально,
выразительно |
Дети комплексуют при
проведении ролевой игры, говорят
тихо, невыразительно |
У детей проявляется
устойчивый интерес к содержанию
занятия |
Дети отвлекаются,
шумят, внимание не устойчиво |
Дети активно
вступают в диалог с воспитателем |
Речь воспитателя
монологична |
Речь, вопросы
воспитателя к детям соответствуют
литературной норме, не содержат
фактических и методических ошибок |
Ошибки в речи
воспитателя |
Оборудование,
наглядные материалы соответствуют
возрасту детей и санитарным правилам |
Материалы не
наглядны: картинки малы,
невыразительны, устарели, не
актуальны и т.д. |
Воспитатель работает
в зоне ближайшего развития ребёнка,
осуществляя индивидуальный подход с
учётом уровня его особенностей (темп
речи, внимание) |
Воспитатель
придерживается своего темпа ведения
занятия: торопит детей,
индивидуальный подход отсутствует |
Эмоциональный
уровень занятия удовлетворителен |
Эмоциональный
уровень занятия неудовлетворителен |
|