Игры для детей
и родителей
«Словесная
мозаика»
В жизни детей дошкольного возраста игра является
ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная
деятельность: играющий ребенок находится в
хорошем расположении духа, активен и
доброжелателен.
Словесные игры
могут скрасить досуг, прогулку в дождь,
вынужденное ожидание, не требуют каких-либо
условий, оснащения. Их лучше всего проводить со
старшими дошкольниками, которые имеют уже
достаточно широкий круг представлений о природе
и у которых за словом возникает образ предмета.
Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость
и динамичность представлений, умение привлекать
и использовать имеющиеся знания, умение
сравнивать и объединять предметы по самым
различным признакам, развивают внимание,
быстроту реакции. Идёте в детский сад –
играйте по дороге, идёте на прогулку, в
магазин – играйте по дороге, едите на
дачу – играйте, гуляете в парке –
играйте…. Совместные игры с
родителями доставляют ребенку огромное
удовольствие.
Многие занятые родители считают, что у них
совсем нет времени заниматься с ребенком. На
самом деле у вас оно есть. В словесные или
речевые игры можно играть по дороге в детский
сад, во время прогулки, во время приготовления
ужина, поездки на машине… Для этого не требуется
никакого оборудования и пособий. Нужен
только богатый родительский опыт,
изобретательность и готовность с пользой и
удовольствием провести время вместе со своим
ребенком.
Развитие речи тесно связано с общим развитием
мышления ребенка, с уровнем его знаний об
окружающем мире.
Речевые игры развивают мышление, гибкость ума,
внимание, память, воображение, языковое чутье,
знакомят со свойствами предметов, окружающим
миром. Кроме того, играя, взрослый и
ребенок учатся общению и устанавливают
доверительные отношения.
«Узнай
пословицу по ее перевертышу»
В
русском языке существует много распространенных
пословиц и поговорок. Например: «Книгу прочитал
– умнее стал» или «Маленький да удаленький».
Сумеете ли вы узнать пословицу по ее
«перевертышу», т.е. в том варианте, когда каждое
ее слово заменено противоположным по значению.
·
Под полицейским косынка тонет. (На воре и
шапка горит);
·
С
зайцами умирать – не по-заячьи хихикать. (С
волками жить, по-волчьи выть);
·
С
ленью утопишь мясо в реке. (Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда);
·
Под луной холодно, от папы зло. (При солнышке
тепло, при матери добро);
·
Большая кошечка от молодости котенок. (Маленькая
собачка до старости щенок);
·
Зверь зверю враг и сестра. (Человек человеку
друг и брат).
«Торопясь не
ошибись»
·
Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая);
·
Мать отца или матери. (Бабушка);
·
Женщина по отношению к своему ребенку (Мать);
·
Сбор родителей для решения педагогических
проблем. (Родительское собрание);
·
Отец и мать ребенка (Родители);
·
Маленький доносчик (Ябеда);
·
Какие наказания недопустимы? (Телесные);
·
Шоколадное яйцо (Киндер-сюрприз);
·
Какие поощрения недопустимы? (Денежные);
·
Детсадовский «Айболит». (Медсестра);
·
Помощник воспитателя (Няня);
·
Группа живущих вместе родственников. (Семья);
·
Мужчина по отношению к своему ребенку. (Отец);
·
Маленький обманщик? (Врун);
·
Место, где непослушный ребенок отбывает
наказание? (Угол);
·
Какой рукой мешают компот. (Ложкой)
«Слова-омонимы»
Омонимы произносятся одинаково, но обозначают
разные предметы.
·
Каким патроном не зарядить ружье?
(Патроном, в
который вкручивается электрическая лампочка);
·
В
какой клетке не держат птиц и зверей ?(В
грудной);
·
В
каких лесах не водится дичь? (В строительных);
·
Из
какого крана не берут воду? (Из подъемного);
·
Каким поясом нельзя подпоясаться? (Земным);
·
Какой вид литературного произведения
обозначается мужским именем? (Роман.);
«Шифровальщики»
Надо прочесть слова, расположить их в нужном
порядке и составить из них вопросы. После чего
дать ответ на полученный вопрос.
·
Сила лодки, какая в движении парусная приводит?
(Какая сила приводит в движение парусные
лодки? Ветер);
·
Круглый деревьев, какие зелень из наших год
сохраняют? (Какие из наших деревьев сохраняют
зелень круглый год? Ель, сосна);
·
Дней месяцев из 12 в каждом меньше всего? (В
каком из 12 месяцев меньше всего дней? В феврале);
·
Какое года весны наступает время отпуска? (В
каком из 12 месяцев всего дней? В феврале);
·
Какое года весны наступает время после? (Какое
время года наступает после весны? Лето.)
;Волк животное или питается лягушками, корова
мясом? (Какое животное питается мясом – волк);
·
Неделя суток в двух сколько (Сколько суток в
двух неделях? 14).
«Скороговорщики»
·
Ящерка на ящике яблоки на ярмарку в ящике везла.
·
От
топота копыт пыль по полю летит.
«Загадки-шутки»
Существуют такие
вопросы, ответы на которые надо давать, подумав
прежде всего о подвохе, скрывающемся в каждом из
них. Большинство из них представляет собой
очередное упражнение на сообразительность,
связанное с особенностями русского языка.
·
Что стоит посередине земли? (Буква «М»);
·
Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой
«О»);
·
Что находится в начале книги? (Буква «К»);
·
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква
«Ц»);
·
Что находится в середине капусты? (Буква
«У»);
·
Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще
всего другими?
(Твое имя);
·
Как можно снять колесо за одну секунду?
(Фотоаппаратом);
·
Из
какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из
железнодорожного);
·
Какой город летает? (Орел);
·
Чем кончается все? (Буквой «Е»);
·
Каких камней вы не найдете в море (Сухих);
·
Какой болезнью на земле никто никогда не болеет?
(Морской);
·
Из
какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой);
·
Какое слово всегда звучит неверно?
(«Неверно»);
·
Сколько горошин может войти в обыкновенный
стакан? (Ни одной — горошины не умеют
ходить);
·
Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее
бросают? (Взгляд);
·
В
каком случае дети и собака, забравшись под
зонтик, не намокнут? (Если нет дождя);
·
На
какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы
спите?);
·
За
чем вода в стакане? (За стеклом);
·
Что было вчера, а будет завтра? (Сегодня). |