Помогите
ребёнку укрепить здоровье!
В современном обществе проблема сохранения и укрепления
здоровья детей является как никогда ранее
актуальной.
Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является
двигательная активность, которая оказывает
благоприятное воздействие на формирующийся
организм. К организованной деятельности
относятся ежедневная утренняя гимнастика;
подвижные игры и физические упражнения на
воздухе и в помещении, а также совместные с
родителями прогулки на детской площадке, в
парке, лесу.
Родителям следует позаботиться о создании
физкультурно-игровой среды дома. Правильный
подбор и рациональное использование
физкультурного оборудования способствуют
развитию двигательной сферы ребенка, позволяют
более полно удовлетворить его потребность в
движении, формируют базовые умения и навыки,
расширяют возможности использования разных видов
упражнений. Так, лазанье по гимнастической
стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на
самокате, велосипеде значительно увеличивают
амплитуду движений, улучшают гибкость
опорно-двигательного аппарата. Упражнения с
мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в
цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию
быстроты двигательных реакций. Балансирование на
крупном набивном мяче, балансире, катящемся
цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д.
развивают координацию и ловкость. Прыжки на
батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде,
самокате, катание на санках с горок способствуют
развитию ловкости и выносливости.
Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах
стимулируют развитие мышц ног. С целью
укрепления стопы и профилактики плоскостопия
используются массажеры, мелкие предметы
(колечки, палочки, шарики для захвата их
пальцами ног), ребристые доски. Формированию
правильной осанки способствуют упражнения,
выполняемые у стенки, упражнения с детским
эспандером, гимнастической палкой и другими
предметами.
Как мы уже сказали, родители должны позаботиться о
разнообразии физкультурно-игровой среды в
домашних условиях. Но, как правило, они больше
внимания уделяют эстетике помещения, что, как и
современные предпочтения старших дошкольников
(компьютерные игры, видеокассеты, музыкальные
диски).
Для ребенка 4—7 лет советуем приобрести какой-нибудь
спортивно-игровой комплекс («Крепыш», «Растан»,
«Забава») или самим оборудовать физкультурный
уголок и посте пенно дополнять его разными
пособиями.
Тренажеры можно расположить недалеко от свободной стены.
Родителям необходимо осуществлять постоянный контроль за
физической нагрузкой ребенка на тренажерах: в
5—7 лет он может непрерывно заниматься на одном
из тренажеров не более одной минуты, а затем
должен отдыхать в течение одной минуты. Общая
продолжительность занятий на одном тренажере
должна составлять не более пяти минут, включая
отдых.
Занятия на тренажерах могут носить сюжетно-игровой характер:
«Гонки велосипедистов», «Скачки на лошадях»,
«Полет в космос». Общая продолжительность
занятий на детских тренажерах составляет от 15
до 20 минут. Это зависит от состояния здоровья
ребенка, уровня его функциональных возможностей,
эмоционального настроя.
Внимание! Во время занятий на тренажерах
необходимо наблюдать за состоянием ребенка. При
возникновении внешних признаков утомления
(резкое покраснение лица, повышенная потливость,
учащенное дыхание) следует предложить ребенку
выполнить спокойное упражнение с подниманием
рук, глубоким вдохом и выдохом или поиграть в
спокойную игру «Найди предмет» (взрослый прячет
какой-либо предмет в комнате — ребенок его
ищет).
Детям можно предложить упражнения в парах, так как новизна в
решении двигательных задач различной сложности
тренирует память, внимание и способность
управлять целым комплексом движений. Парные
упражнения формируют чувство ответственности и
взаимопомощи. Они могут проводиться из разных
исходных положений с использованием пособий —
мяча, шнура, лента, обруча, гимнастической
палки.
1. Дружная пара. Дети берутся за руки. По команде
выполняют задания (не разжимая рук): ходьба в
разных направлениях, с изменением темпа, на
носках, пятках, внешней стороне стопы, с
перешагиванием через предметы; бег с сохранением
равновесия, кружение и т.д.
2. Петушиный бой. Дети стоят в кругу (обруче) на
одной ноге (другая согнута в колене),руки
скрещены на груди. По сигналу «Начали!» каждый
пытается вытолкнуть своего «противника» из
круга. Проигрывает тот, кто опускает ногу или
выходит из круга.
3. Разойдись и не упади. Дети идут навстречу друг
другу по узкой дорожке, выложенной из шнура.
Встретившись, пожимают руки, расходятся,
держась, друг за друга так, чтобы не сойти с
дорожки, продолжают движение.
4. Прокати мяч. Дети сидят на полу друг против друга
(на расстоянии 3—4 м) и прокатывают мяч.
Для гиперактивных детей полезны также игровые упражнения,
направленные на развитие координации: ходьба по
узкой рейке, шнуру, наклонной доске, прямо и
боком, приседая и делая повороты, ходьба с
закрытыми глазами, стояние на одной ноге —
«ласточка», балансирование на большом мяче.
Не меньшее беспокойство у родителей вызывают малоподвижные
дети с низкой двигательной активностью и
небольшой выносливостью. У них отмечается
значительное отставание от возрастных нормативов
в показателях развития основных видов движения
(в беге, прыжках, метании, бросании и ловле
мяча, лазанье).
Малоподвижные дети не уверены в себе и отказываются
выполнять сложные двигательные задания, а также
участвовать в коллективных играх.
Если ваш ребенок относится к этой группе детей, то с ним
следует как можно чаще играть, общаться,
постепенно вовлекая его в более активную
деятельность. Необходимо создавать условия,
помогающие поверить в свои силы и раскрыть свои
возможности. для этого предлагайте игры и
упражнения на развитие быстроты, скорости
движений и выносливости, на переключение с
одного вида деятельности на другой.
Эффективным средством развития выносливости у детей 5—7 лет
является бег на воздухе в среднем темпе. Такие
пробежки желательно осуществлять вместе с
ребенком, чтобы он на учился бегать в среднем
темпе (2,5 м/сек.) без остановок на расстояние
от 200 до 500 м (дистанция должна постепенно
увеличиваться).
Запомните несколько правил:
• бег должен доставлять ребенку удовольствие и «мышечную
радость»;
• важно постепенно вырабатывать у ребенка чувство скорости,
регулировать темп в процессе совместных
пробежек;
• после бега следует проводить упражнения на восстановление
дыхания;
• желательно не прекращать пробежки зимой (при температуре
не ниже минус 100 С), но при этом сокращать
длину беговой дорожки (не более 200 м) и следить
за тем, чтобы одежда соответствовала погодным
условиям.
Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на
развитие ловкости, скорости и выносливости.
· Прыгни и повернись. Ребенок выполняет прыжки на
месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу
делает резкий поворот прыжком вокруг себя.
· Быстро переложи мяч. Ребенок стоит пря мо, слегка
расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По
сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в
другую впереди и сзади себя.
· Ударь и догони. Ребенок ударяет по мячу ногой,
бегом догоняет его, берет в руки и бегом
возвращается на место.
· Проведи мяч. По сигналу ребенок ведет мяч ногами,
продвигаясь вперед к финишной линии. достигнув
ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.
· Волчок. Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги
и, отталкиваясь руками, старается повернуться
кругом.
· Догони обруч. Ребенок ставит обруч ободом на пол,
энергично отталкивает его, догоняет и снова
отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.
· Юла. Ребенок ставит обруч ободом на пол,
придерживая его сверху рукой. Резким движением
закручивает обруч одной рукой вокруг
вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и
ловит обруч.
· Удочка. Взрослый вращает веревку по полу вокруг
себя. Ребенок перепрыгивает через веревку,
стараясь не коснуться ее.
Эти игровые упражнения в значительной мере помогут родителям
скорректировать нарушения в психофизическом
развитии ребенка и укрепят его веру в свои силы
и возможности. |